Утомило меня эксперементировать с компрессорами подобными Orange Squizzer и DynaComp. Первый не давал достаточного управления сигналом, второй ну уж как-то шумел сильновато и подрезал частоты басовые. И пришел я к оптическому варианту. Принцип работы достаточно прост - сигнал подаеться на два операционника. Первый служит для передачи звука, и в обратной связи имеет фоторезистор для управления коэффициентом усиления, второй на выходе имеет светодиод, который светит на этот фоторезистор. Соответсвенно пошел сигнал -> светодиод загорелся -> сопротивление фоторезистора в обратной связи уменьшилось -> коэфф. усиления упал, звук стал тише. звук становиться слабее - светодиод светит слабее, сопротивление фоторезистора растет - звук становиться громче.
Поставив потенциометр перед входом на второй операционник - получаем регулятор компрессии, регулируя обратную связь этого же операционника получаем регулятор чувствительности. Ну и регулируя выход со первого опера - получаем регулировку громкости. Все просто, деталей минимум. Самое сложное - хорошая оптопара, которая стоит не дешево. VTL5C3 - около 5 евро, NSL - 32SR2 - около 2х евро. Но найти их на рынках достаточно сложно. Я заказывал на farnell.com.
Итак: схема
Для регулятора чувствительности замените R5 на связку линейного потенциометра на 50-75K и постоянного резистора в 20K. Операционник можно попробовать любой сдвоенный опер по своему желанию (я использовал TL 072 - из того чтобыло под рукой - вроде самый малошумный). Если хотите сделать под гитару - уменьшите входной конденсатор C1 до 0,22 - 0,022uF.
плата:
bassOpta.rar (10.21 КБ - загружено 474 раз.)
Размеры платы 50*30 что натолкнуло на мысль о том что можно попрбовать использовать мелкий корпус. Был выбран корпус Hammond 1590A - Который был куплен на том же Farnell'e.
Плата в состоянии тестирования:
Примерка ручек на корпус:
Ну и предфинальное устройство:
В дальнейшем надеюсь нанести надписи и вскрыть лаком. Может покрасить в какой-то белый цвет. Очень порадовали размеры готового устройства. Все не сложно впихнулось. ))
Семпл:
sample.mp3 (2064.46 КБ - загружено 679 раз.)
0-15Сек - чистый бас, без ничего. 16-32Сек - компрессия близкая к максимальной. 33-54 - средний уровень компрессии - для меня наиболее комфотный. и остальное - сустейн - если загрузить файлик в какой-либо аудио редактор то в последних 30 секундах можно увидить что вначале компрессор включен и он стараеться удержать звук по громкости, и потом - без компрессора видно как звук быстро спадает. цепочка записи - бас - компресс- линейный вход встроенной звуковой - аудио редактор. Обработок никаких. На басе добавлено чуток низа и подрезана серединка. Но совсем чуток. )))
Пока опишу - мне нравиться. Звук чистый, частоты не режет, шипения или искажений пока не нашел... Управление компрессией адекватное от ее полного отсутсвия до достаточно задавленного плотного звука. Единственное что - обнаружил в режиме простоя при питании от БП - гул в 50гц... при батарейке - нету. Думаю проблема все-таки в БП, но поковыряюсь еще...
Если что упустил - спрашивайте, отвечу. Исходник - известный Flatline Compressor от John Hollis.