Автор Тема: Как выбрать и купить б/у инструмент. Проверка гитары на "косяки". v1.07  (Прочитано 106110 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Shade Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 34421
  • Репутация: +2842/-659
  • Гитарный мастер. guitplayer@ya.ru
    • Моя группа в контакте
Идея создать данный FAQ зрела у меня давно. И вот в свободное время потихоньку писал данный материал.
Заранее прошу прощения за приличный размер текста, и так старался выдать максимум информации в минимуме слов.


На форуме в темах типа "какую гитару брать?" часто советуют приобрести б/у инструмент.
Причин полно - за ту же цену вы получите более крутую гитару, сделанную в Японии или США.
Инструмент будет обыгран, возможно модифицирован, уже вылезли/пофиксены детские болезни, мелкие косяки и т.д.
Однако нет толком информации как эту самую гитару выбрать, подыскать. А ведь при  минимальном опыте (или его полном отсутствии) общения с муз инструментами можно купить "весло" за 1000 долларов и потом еще потратить чуть ли не аналогичную сумму на доведение до ума, ремонт гитары у мастера.  Помимо потраченных денег и времени это может еще и напрочь отбить желание вообще связываться с гитарой :7:

Тут я постараюсь внятно рассказать и поделиться советами как "не попасть" при покупке инструмента, какие косяки критичны а какие нет, как отличить подделку и мн.др.


Еще на этапе переговоров о визите к продавцу гитары уточните следующее:
1. Есть ли с гитарой анкерный ключ. Особенно актуально в случае с Gibson, Fender usa/mexico, Ibanez japan, Jackson usa/japan , ESP. В остальных случаях почти всегда используются метрические шестигранники которые достать можно без проблем.
2. Что в гитаре менялось, модифицировалось,ремонтировалось. Если продавец уверяет что состояние оригинальное (stock) то мы это еще проверим :)

Итак. Вы приехали смотреть гитару.
95% покупателей действуют так: покрутил пару минут в руках инструмент, осмотрел на наличие царапин, коцок, как смог оценил состояние ладов и приметил почти черные струны, которые хозяин не менял давным-давно  :hmmm:
И ай-да играть риффы, соляки. Гейна побольше и т.д...
 - Понравилась?
 - А чехол к ней есть? Беру!

Теперь же я распишу по пунктам где, чего и как проверять, смотреть.


Косметика
Сколы лака, вмятины звук не влияют. Зато хорошо помогают при торге :)
Единственное место где нужно аккуратно все осмотреть/прощупать это гриф.
Т.к. при игре эти косметические недостатки могут создавать неудобство руке или вообще бесить :crazy:
Если у инструмента гриф из красного дерева то с особой тщательностью осмотрите тыльную часть грифа и его голову на предмет поломок/ремонтов. Это их слабое место.
Кленовые грифы бывает трескают в месте крепления топлока и колков.
Так же замечу что у гитар с прикрученным грифом очень часто рядом с карманом для него в деке появляются трещины. Это не страшно

Гриф. Лады.
Осмотр начинаем с грифа. Именно его правильная геометрия, адекватное состояние накладки и ладов в первую очередь важны для комфортной игры, легкости исполнения некоторых приемов.


Осмотрите состояние ладов, нет ли торчащих, царапающих руки по бокам . На предмет звона надо отрегулировать струны пониже и пробежаться по всем ладам. Если на некоторых ладах звон ну очень сильный или звука нет совсем - инструмент нуждается в их шлифовке.


Не менее важно качество установки,закатки,состояния ладов инструмента. Постараюсь рассказать об этом подробнее:
В идеале лад должен быть закатан , то есть полукруглый.
Это дает нам более точный строй по мензуре т.к. струна прижата четко в центру лада. Так же на закатанных ладах струны меньше "звенят".

Со временем лад становится плоским , а при дальнейшем износе в нем появляются канавки и от струн. Струна в этом случае прижимается уже не к центру а краю лада. Соответственно струна чуть укорачивается и в местах особенного износа ноты будут "высить".  Так же будучи прижатыми к самым изношенным ладам струны как правило сильнее звенят,  т.к. этот лад становится ниже уровня остальных.

Практически на всех инструментах с фабрично установленными ладами, последние живут своей жизнью, так сказать. Со временем лад может слегка вылезти относительно уровня других и на ладах расположенных перед ним может возникнуть звон струн.
На дешевых инструментах еще часто бывает что лады просто не сидят в пропилах плотно, а шатаются как молочные зубы:).  Достаточно прижать его с силой - будет еле заметное изменение высоты лада которое можно определить по размеру щели до накладки. Такие лады бесполезно шлифовать, их нужно только менять с фиксацией на клей.

Так же довольно распространена проблема торчащих ладов по краям грифа, вплоть до царапанья рук до крови. Зимой, когда работает отопление и воздух очень сухой эта проблема особенно актуальна. Дерево усыхает.
Проблема кривых и царапающихся ладов исправима у мастера, но гарантии что проблема не повторится вам не дадут. Лады на фабриках просто прессуют, без фиксации на клей (это практикуют уже мастера при их замене).
Отдельно я немного затрону тему грифов с уже замененными ладами. Тут очень важно качество исполнения - соответствует ли после шлифовки накладки радиус грифа, нет ли сколов,царапин на ней. Хорошо ли мастер отшлифовал/закатал новые лады. После некоторых таких "ремонтов" иногда бывает нужно относить инструмент уже другому мастеру на переделку.
Мною был написал отдельный труд на эту тему, читать тут:
https://forum.guitarplayer.ru/index.php?topic=345126.0

Фото иллюстрации к абзацу и пара примеров того что бывает с ладами:
(нажмите чтобы показать/спрятать)

Верхний порожек. Топлок
Данные вещи играют немаловажную роль в комфортной высоте струн, сохранности строя.

Для начала проверьте высоту струн в топлоке/порожке. Сделать это легко - прижмите струны на третьем ладу через весь гриф. Держать струны нужно не перед этим ладом и за ним, ближе к 4-му. Теперь посмотрите есть ли зазор между струнами и первым ладом. В идеале он должен быть очень маленьким - порядка толщины струны 0.11-0.12 .
Если зазора нет, то открытые (не прижатые) струны будут звенеть о лады. Большой зазор означает то, что струны будут очень высоко над грифом, это создает помехи комфортной игре.
В случае с перепиленным порожком его нужно будет заменить, топлок же можно откорректировать медными подложками. Если же струны наоборот слишком высоко то порожек просто пропиливается, а вот с топлоком сложнее - нужно будет сточить дерево под ним(лучше у мастера) чтобы посадить струны ниже.
Сам топлок на гитарах с флойдом должен быть без сильных канавок износа. Иначе некоторые струны могут оказаться ниже относительно уровня других, или просто звенеть в этих самых канавках.
И еще немного полезной информации: костяные и металлические порожки могут начать звенеть при переходе на более тонкие струны. Ну например если ранее вы играли на 12-56, а потом перешли на 9-42. Струны в больших пропилах не будут сидеть плотно и начнут "зудеть".
А теперь что касается самих пропилов и их влияние на сохранность строя:
В идеале пропилы в порожке должны быть не глубокими, в противном случае струна будет закусываться и не возвращать свое изначальное натяжение после работы машинкой или исполнении "бендов" и сильных вибрато. Особенно это касается пластиковых порожков, т.к. кость и графит более скользкие.

Вот фото пример грамотно сделанных костяных порожков. Я постарался показать что струны утоплены в порог минимально, это дает меньшее трение и соответственно лучшую сохранность строя.
(нажмите чтобы показать/спрятать)

Колки. Струнодержатели. 
Сразу скажу что на гитарах с топлоком качество работы колков сильной роли не играет. Поэтому вы локовых никогда на таких инструметах и не встретите.
На гитарах без топлока за сохранность строя отвечает три основных фактора:

А. Непосредственно колки
На б/у гитарах к основным проблемам колков относятся отсутствие уплотнительных шайб для плавности работы. С торца многие колки имеют шуруп для регулировки жесткости. Рекомендую среднее значение.
Т.к. при тугой работе шайбы быстро стираются, а то и просто могут лопнуть при затягивании шурупа.
Так же китайские/корейские поделки(и даже некоторые басовые модели) часто страдают срывом резьбы гаек которые фиксируют сам колок на голове грифа. Это ремонту не поддается и лучше менять весь комплект если они начали "сыпаться"

В. Правильная намотка струн
Да, это нужно делать правильно. А не абы как и накручивать по 10-15 витков с кучей узлов :7:
В интернете есть много информации на эту тему. Найти не сложно. Даже на youtube есть ролики
Скажу что даже на недорогих колках при правильной намотке и нормальном порожке строй держится относительно неплохо

С. Порожек и бридж гитары (фиксированный или "качалка")
Проблемы верхних порожков мы уже разобрали выше. Поговорим о floyd и фиксированных машинках.
Корейские/китайские флойдообразные качалки сделаны из низкокачественного металла и у них быстро изнашиваются самые часто трущиеся детали - ножи и опорные болты, в которые эти самые ножи упираются. Как правило даже не нужно снимать машинку чтобы определить такую проблему. Просто дернуть пару раз рычаг и сделать пару приличных подтяжек самой толстой струны. Если качалка в порядке то строй никуда не уползет. При износе будет ощутимый нестрой.
Так же стоит обратить внимание на состояние резьбы и шлицев  всех болтов флойда. Порой эти детали сложно достать.

Фиксированные бриджи.
Основной расходник - седла струн.
Если высота каждого седла не отстраивается отдельно (например gibson и их копии) то при слишком большом его износе, струна будет ниже уровня остальных. На бридже все должно быть пропилено с повторением закругления радиуса грифа, иначе те струны что ниже будут звенеть.
В седлах тонких струн так же появляются канавки большего калибра, чем сама струна и они могут начать в них "зудеть".
Так же сам бридж может провалиться по центру. Давление струн может его деформировать:
(нажмите чтобы показать/спрятать)


Анкер и его работа. Прогиб грифа. Накладка грифа
Именно с анкера рекомендую начинать осмотр любой гитары. Если он плохо работает, либо совсем не исправен - разворачиваемся и уходим.
Анкер отвечает за прогиб грифа: грубо говоря, натянув толстые струны гриф у вас прогнется как лук и в районе 4-10 лада струны будут ну очень высоко над ладами и комфортно играть на таком инструменте у вас не получится. Затянув же анкер вы задаете напряжение грифу и тем самым его выпрямите ,  получив комфортную высоту струн.
Как проверить прогиб грифа: вы зажимаете самую толстую 6-ю струну одновременно на первом и том ладах где у вас начинается корпус гитары(например в случае с гитарой les paul это будет 15й лад). После этого вы смотрите зазор от струны до ладов в районе 5-8 лада.

Если же на интересующем вас инструменте анкер совсем не реагирует изменением прогиба , или вы уже завернули его до упора а гриф все равно дугой - анкерная система нуждается в серьезном и дорогом ремонте.

Проблемы:
Мы уже упомянули что прогиб грифа регулируется анкерным стержнем. Однако даже при работающем анкере не так уж редко бывает такая проблема: прогиб грифа со стороны толстых и тонких струн различается.   

Как это проверить:
У инструмента может быть гриф "винтом".
То есть голова грифа гитары со временем крутанулась по часовой (или наоборот) стрелке. Для этого просто возьмите гитару в руки и со стороны бриджа посмотрите в плоскости накладки на нулевой порожек. Если будет заметен приличный перекос то сами понимаете, пациент серьезно болен :)
Вот примеры винтов:
(нажмите чтобы показать/спрятать)

Если такой проблемы нет то переходим к следующей проверке:

Сравните прогиб под первой и шестой струнами. В идеале они должны быть одинаковы. Так же допустима очень небольшая разница, т.к. толстые струны тянут сильнее и соответственно там гриф гнется больше. Если же у вас, например, со стороны тонких струн прогиба нет и гриф совсем ровный а у шестой ощутимый прогиб то это не очень хорошо. Гриф деформировался и такие проблемы устраняются лишь заменой ладов/шлифовкой накладки грифа или полной её заменой. От себя скажу что примерно 60% инструментов старше пяти лет страдают "болезнью разных прогибов" в той или иной степени,вылезают горбы и тд.  При замене ладов у опытного мастера  эта проблема устраняется полностью(шлифовкой накладки) в не слишком запущенных случаях.

Так же не редко на накладке грифа могут вылезти горбы. Особенно часто эта проблема встречается на акустических гитарах, в месте стыка грифа с корпусом. Выглядит это примерно так:
(нажмите чтобы показать/спрятать)
Как результат - перед горбом струны будут звенеть, либо совсем звучать не будут

Если накладка интересующего инструмента из черного дерева то внимательно осмотрите её на предмет трещин. Если таковые имеются то это говорит о том что накладка грифа пересушена,за ней должным образом не ухаживали. Хотя бы бы пару раз в год она требует пропитки маслом.
Трещины на накладке:
(нажмите чтобы показать/спрятать)


Теперь (наконец-то!!!) приступаем к прослушке инструмента. И начинать это нужно без джека в гитаре :) 
Именно звучание не подключенной гитары уже может сказать о многом. Но есть одна оговорка - струны на инструменте должны быть более-менее свежими.
В противном случае можно забыть о четкости звука, верхних частотах, сустейне (длительность звучания ноты), хорошем резонансе деки.
Ноты должны затухать плавно, без биений по громкости и частоте колебаний. Если же подобная проблема "волчков" и мертвых нот имеет место быть, то попробуйте опустить пониже датчики гитары. Так же перечислю остальные причины появления волчков: плохой верхний порожек, изношенные седла машинки, убитые струны.
Мертвые ноты (очень быстрое угасание сустейна на некоторых струнах и ладах) практически не излечимы, как и наличие волчков при устранении всех косяков описанных выше.

Электроника и что проверить в ней:
Ручки тембра и громкости должны работать без шуршания и внезапной пропажи звука. Входное гнездо  должно плотно держать джек и если шнур слегка подергать то звук опять же пропадать не должен. Переключатель звукоснимателей так же должен четко фиксироваться во всех положениях, без " болтанки" и затыкания звука. Если обнаружатся вышеуказанные проблемы то эти детали скорее всего придется в ближайшее время менять.
Гитара не должна микрофонить - так называемая обратная связь, звук со временем переходящий в противный писк.
Это говорит о том что датчики потребуют как минимум ремонта.

Так же гитара не должна сильно фонить. За это отвечает экранировка гитары.
Исключение составляют гитары с синглами на перегрузе, там и после экранировки мы будет иметь остаточный фон.
Само качество экранировки (и вообще её наличие/отсутствие) проверить не сложно. Еще и при учете того что 95% розеток в нашей стране не имеют заземления :)
Итак, снимите руки со всех металлических частей гитары:
1. Фон гитары существенно увеличился.
Это говорит о том что скорее всего экранировки в инструменте нет, либо она есть, но в гитаре копался какой-то горе паяльщик и натворил делов :)
2. Фон гитары увеличился но не очень значительно. Это говорит о том что в инструменте присутствует экранировка, но она не совсем идеальна.
3. Фон гитары не увеличился совсем. Это говорит о том что в 99% случаев инструмент уже побывал у мастера и он проделал качественную работу.
4. Фон гитары не увеличится если ваша розетка имеет заземление.

Так же добавлю, что в случае с пассивным датчиками БЕЗ металлических крышек (даже при идеальном экране) эти  самые датчики будут реагировать повышением фона при поднесении к ним рук например. Но когда руки будут на струнах - этот фон исчезнет.

Не поленитесь выкрутить пару шурупов пластиковой крышки темброблока гитары и осмотрите внутренности. Пайка должна быть аккуратной, без кучи изолент, облитых припоем потенциометров, сожженной изоляции проводов. Даже если гитара с этими проблемами пока работает нормально - это лотерея. В любой момент что-то может закоротить, отвалиться или сломаться. В любом случае это хороший аргумент на скидку у продавца.


В заключение скажу - не стесняйтесь брать на прослушку отвертки, ключи, донимать продавца вопросами. Так вы экономите свое время, деньги и нервы.
Надеюсь данный FAQ поможет вам в выборе инструмента.


PS:
Да, господа.
Вот мой чумачечий регулярно пополняющийся альбом "косяки ".
Там бывает много забавного что нахожу в разных гитарках при диагностике или ремонте :)
http://vk.com/album-23590820_155006482?rev=1



Данная статья будет редактироваться, изменяться, чтобы стать еще более полезной и понятной.
Любая критика и вопросы в комментариях приветствуются

Автор: ваш покорный слуга,  Максим Сураев.  При копировании и желании размещения данной статьи на сторонних ресурсах спрашивайте меня лично. 
« Последнее редактирование: Июля 23, 2016, 17:00:45 от Shade »
Ремонт и изготовление гитар: лады меняем/шлифуем,экранируем,паяем. Работаю с регионами
Guitar Service, Repair, Mods & Accessories
Отзывы,фотки работ:
http://vk.com/club23590820

Оффлайн Headkrab

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 234
  • Репутация: +34/-0
Re: Как выбрать и купить б/у инструмент v1.01
« Ответ #1 : Января 21, 2013, 20:13:50 »
Очень важная статья. Автору мой поклон  :clapping:

Оффлайн DarkVladislav

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 367
  • Репутация: +602/-3
  • IronHeads.club - форум металлистов
    • IronHeads
Re: Как выбрать и купить б/у инструмент v1.01
« Ответ #2 : Января 23, 2013, 16:04:50 »
ух ты, полезно, автор прям молодчина :clapping: :good:
Jackson DXMG (липовый)=> Line 6 spider iv 15

Yamaha f310

IronHeads.club - форум металлистов  :git:

Оффлайн Pitsot

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1231
  • Репутация: +279/-25
  • unpozorable 8)
Re: Как выбрать и купить б/у инструмент v1.01
« Ответ #3 : Января 23, 2013, 17:34:17 »
в закладки
все мы немножечко акл :pozor:

Оффлайн jimi75

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 118
  • Репутация: +9/-3
Re: Как выбрать и купить б/у инструмент v1.01
« Ответ #4 : Января 24, 2013, 14:00:38 »
Браво автору! Жаль не имею полномочий поставить +! Может есть смысл что-то упомянуть о проверки состояния колков и проверить как гитара держит строй при обильных бендах.

Оффлайн Shade Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 34421
  • Репутация: +2842/-659
  • Гитарный мастер. guitplayer@ya.ru
    • Моя группа в контакте
Re: Как выбрать и купить б/у инструмент v1.01
« Ответ #5 : Января 24, 2013, 15:34:03 »
jimi75, спасибо за замечание. Я вчера добавил информацию про порожки/топлоки. На днях будет инфа о сохранности строя, состоянии флойда, колков
Ремонт и изготовление гитар: лады меняем/шлифуем,экранируем,паяем. Работаю с регионами
Guitar Service, Repair, Mods & Accessories
Отзывы,фотки работ:
http://vk.com/club23590820

Оффлайн Илья Блэкарев

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 35
  • Репутация: +3/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Re: Как выбрать и купить б/у инструмент v1.01
« Ответ #6 : Января 24, 2013, 21:19:50 »
это конечно замечательно, но все же не проверишь когда берешь инструмент из-за океана..) тут уже как лотерея))

Оффлайн Shade Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 34421
  • Репутация: +2842/-659
  • Гитарный мастер. guitplayer@ya.ru
    • Моя группа в контакте
Re: Как выбрать и купить б/у инструмент v1.01
« Ответ #7 : Января 24, 2013, 23:04:48 »
Илья Блэкарев, ну вариант покупки в слепую мы не рассматриваем. Там только честность продавца и лотерея :)
Ремонт и изготовление гитар: лады меняем/шлифуем,экранируем,паяем. Работаю с регионами
Guitar Service, Repair, Mods & Accessories
Отзывы,фотки работ:
http://vk.com/club23590820

Оффлайн Shade Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 34421
  • Репутация: +2842/-659
  • Гитарный мастер. guitplayer@ya.ru
    • Моя группа в контакте
Re: Как выбрать и купить б/у инструмент v1.01
« Ответ #8 : Января 26, 2013, 01:02:13 »
Обновились :)
Ремонт и изготовление гитар: лады меняем/шлифуем,экранируем,паяем. Работаю с регионами
Guitar Service, Repair, Mods & Accessories
Отзывы,фотки работ:
http://vk.com/club23590820

Оффлайн Jk_

  • Частый посетитель
  • **
  • Сообщений: 242
  • Репутация: +5/-0
Классная тема, и очень нужная! Спасибо!
Shade, вам бы вообще отдельную тему завести: "Вопросы к мастеру, и его ответы"!
Ibanez RG770FM > Dunlop Cry Baby 535Q(LED mod) > TC Electronic PolyTune > Ibanez TS808 (DIY) > Marshall MA50C Loop: (Boss PS-6 > EH Small Clone (DIY) > ZVEX Super Hard On (DIY) > Boss DD-7 > Deep Blue Delay (DIY) > TC Electronic Hall of Fame > J-Trem (Tremolo Tap Tempo, DIY))

Оффлайн tick

  • Опытный
  • ****
  • Сообщений: 738
  • Репутация: +518/-3
ух ты какая тема! подписываюсь! :)
рано или поздно все равно многие из нас с этим сталкиваются... :hitrez:

Знаешь кто это? Э-ээ брат,... Это первый в мире дрон!!!...
...Тебе страшно? Мне нет!

Оффлайн Макс Ostego

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 10
  • Репутация: +0/-0
  • GuitarPlayer.Ru fan!
Отличнаяя тема.

Оффлайн inch

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 314
  • Репутация: +12/-0
Отличная тема!

При покупке новых гитар тоже все справедливо!

Оффлайн Shade Автор темы

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 34421
  • Репутация: +2842/-659
  • Гитарный мастер. guitplayer@ya.ru
    • Моя группа в контакте
inch, да по этой теме любой может проверить свою гитару и понять пора ли нести гитару к мастеру, и к чему готовиться если что :)
Ремонт и изготовление гитар: лады меняем/шлифуем,экранируем,паяем. Работаю с регионами
Guitar Service, Repair, Mods & Accessories
Отзывы,фотки работ:
http://vk.com/club23590820

Оффлайн inch

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 314
  • Репутация: +12/-0
Shade, в принципе, так и сделал... Готовлюсь вот :)