Автор Тема: Запись акустической гитары в домашних условиях: что да как  (Прочитано 60057 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ShadeMaster Автор темы

  • Moderator
  • *****
  • Сообщений: 2893
  • Репутация: +327/-35
  • Producing / Recording / Mixing
    • Студия NEBULA
Оригинал статьи
Автор статьи: Björgvin Benediktsson
Перевод статьи: ShadeMaster
// Отдельное спасибо Fatallik за сэмплы!

Введение
Запись акустической гитары может стать панической задачей для новичков. А все потому что сейчас музыканты просто втыкают гитару в линию, записывая таким образом все инструменты - электрогитару, бас и синтезаторы - и вообще не волнуются о "живой" записи оных, ну разве что кроме вокала. Несмотря на то что мы можем добиться неплохих результатов при записи в линию, о записи некоторых инструментов вживую, например, акустической гитары, не стоит забывать.

Почему? Ответ прост: акустическая гитара - один из тех инструментов, который невозможно хорошо воссоздать при помощи ПО. Всю глубину и "сок" акустики нельзя получить, не записав ее микрофоном. Так что на данный момент развития прогресса, акустическую гитару по-прежнему надо писать по-старинке - ни один плагин ее не заменит. Эта статья, надеюсь, поможет вам в достижении Того-Самого-Правильного-Звука акустической гитары.

1. Инструмент
Акустическая гитара - сочный и богатый инструмент. У нее довольно обширный частотный диапазон - от жирных низов до прозрачных верхов.

Когда мы записываем акустику, важно понимать, что нашими подручными средствами мы хотим максимально точно передать все ее достоинства, присущие при игре живьем. И важно - что касается подручных средств, мы, естественно, должны достать самый лучший инструментарий, какой возможно (хотя даже средний микрофон и дешевая акустика, на мой взгляд, дадут лучший результат, чем VST-эмуляторы акустики - прим. переводчика). Вы не сможете ничего извлечь из нестроящей гитары плохого качества со старыми струнами.

Вообще, перед записью убедитесь, что вы достали нужный инструмент, поставили на него новые струны и, естественно, хорошо настроили.

Я лично меняю струны каждые три месяца и советую вам ставить новые, как только почувствуете, что звук "уже не тот".

2. "Тело" гитары
"Тело" акустики - это сплошные жирные низы, и когда мы записываем гитару, нужно сосредотачиваться не только на вырезе в деке - хорошо бы помнить о других частотах, которые лежат в других частях инструмента.

Струны обеспечивают кристалльное и светлое звучание. Как я уже до этого отметил, старые струны = плохой и блеклый звук. Так что в очередной раз убедитесь, что струны новые и отлично звучат.

3. Помещение для записи (в большинстве своем - ваша комната)
Где вы собираетесь писать гитару?

Если у вас есть хорошо озвученная студия с отличной акустикой в комнате, то можно использовать оную и радоваться результату. С другой стороны, если у вас уже есть студия, то зачем вы вообще эту статью читаете? Поэтому сосредоточимся лучше на "домашних" условиях.

Внимание! Помещение сильно влияет на тембр гитары. Лучшим вариантом является поиск места, где звучание у нее будет лучше всего, Для разнообразия можете вообще попробовать записать ее в ванной - это даст более концертный звук. Или окружите себя одеялами, чтобы приглушить отражения помещения.

4. Как и где расположить микрофон
Хватит уже слов, перейдем к практической части. Как я уже писал выше, акустическая гитара имеет широкий частотный диапазон. В связи с этим от изменения положения микрофона будет сильно варьироваться звук, и какие-то частоты будут подчеркиваться, а какие-то будут исчезать. На изображении вы можете посмотреть, за какие частоты отвечают разные части гитары.

Кстати, одна из самых распространенных ошибок новичков в том, что они думают, что из выреза на деке будет исходить самый лучший звук. Это совсем не так, таким образом вы просто получите очень басящий резонирующий звук.
      
Микрофон, расположенный у бриджа, снимет в лучшем свете среднечастотный диапазон, но также он захватит звуки струн.
      
Если расположить микрофон сзади акустики, тогда он захватит самые низкие и глубокие частоты. Если будете использовать пару микрофонов (один - сзади, другой - спереди), убедитесь лишний раз насчет фазовой совместимости одного с другим.


Область в районе 12 лада - это и есть "золотая середина". Это место, где нек соединяется с телом гитары в одну консистенцию, красиво смешивая частоты друг с другом - оно считается самым лучшим вариантом записи акустической гитары, так как даст самый полный частотный диапазон инструмента: не слишком басящий, не слишком резкий.


Если вам требуется снять больше звука струн, то расположите микрофон в районе первого лада..

      
5. Какой микрофон выбрать?
Учитывая природу звука акустической гитары, низкий частотный диапазон динамического микрофона не позволяет захватить всю полноту инструмента - высокие, низкие, прозрачность, звук струн и так далее. Если вы хотите сделать действительно качественную и красивую запись акустики, то используйте конденсаторный микрофон.

Конденсаторный микрофон способен передать все звуки, которыми располагает инструмент и является лучшим выбором, нежели ленточный микрофон, который по своей природе плохо справляется с быстрыми партиями и переходами в них. Хотя если вы уже приобрели ленточный микрофон и являетесь начинающим, то нельзя сказать, что это пустая трата денег.

Что касается размера конденсаторного микрофона, то малая и средняя мембраны будут в самый раз. Это просто вопрос личных предпочтений. Большая мембрана предназначена для съема низов - такой микрофон снимает их более полно, тогда как маломембранный микрофон имеет больший захват высоких частот.
   
6. Приемы съема звука с помощью микрофона
Теперь, когда вы знаете, с чего начинать, имеете представление о том, как звучат микрофоны, снимающие разные части акустической гитары, вы действительно готовы к записи. Но использовать ли вам один микрофон, несколько сразу, на каком расстоянии снимать сигнал, или вообще записать сигнал в стерео?
      
Самым лучшим вариантом для начала будет такой: расположите ваш конденсаторный микрофон у "золотой середины" - 12 лада. Так вы немедленно перенесетесь к отличному звуку. Но его же надо доработать, верно? Ведь на практике не бывает одинаковых инструментов, исполнителей, поэтому и расположение микрофона нужно корректировать - по ситуации и опираясь на собственное чутье. Если вам кажется, что не хватает баса, то попробуйте двигать микрофон в сторону выреза на деке, или поставьте дополнительный микрофон сзади деки или у выреза.
      
Для достижения лиричного и романтического звучания, можете попробовать поставить второй микрофон у первого лада и смешать сигналы в нужной пропорции. Также экспериментируйте с расстоянием от микрофона до гитары. Так, конденсаторный микрофон, снимающий полный частотный диапазон гитары чуть издали, может отлично сочетаться со вторым, расположенным очень близко - этот способ отлично подходит под композиции, где гитара является доминирующим инструментом.
      
Что касается стереозаписи, то наилучшим и самым популярным решением для записи акустической гитары является "X/Y" расположение микрофонов. Два кондесаторных микрофона располагаются под углом 90° напротив друг друга, что дает отличную стереокартину и не возникает никаких проблем с фазой. Расположив микрофоны таким образом у 12 лада, вы получите качественный и объемный стереозвук.

Популярные способы записи в стерео.
X-Y способ:


ORTF - второй способ стереозаписи двумя миками.


Остальные способы можно посмотреть, например, здесь: http://www.homestudiocorner.com/stereo-mic-techniques/
      
Эти простые техники помогут вам в освоении записи акустической гитары. А дальше - совершенствуйте их, все зависит от вас.
      
Заключение
Теперь мне стоит оставить вас один на один с микрофоном и акустической гитарой. Попробуйте записать ту поп-кантри песню, которая звучит у вас в голове или разбавьте рок-композицию хрусталем акустики.
      
Акустическая гитара - очень универсальный инструмент, который можно использовать, где угодно, а не только в кантри и фолке. Именно она способна добавить изюминку в любую композицию, наполнив ее приятным звоном струн.
      
Иногда я даже использую ее вместо электрогитары, нарушая первое в этом тексте правило и прогоняя ее через ампсимы для получения иного звука. Но в любом случае, вы найдете Тот-Самый-Крутой-Звук, только если будете экспериментировать со звучанием.

Примеры звучания
От Fatallik:
http://ifolder.ru/23099041 (18мб). Гитара - Fender DG-5, микрофон - Fostex MC10ST (направлен к центру розетки на гитаре).
http://ifolder.ru/23099049 (18мб). Гитара - Fender DG-5, микрофон - Rode NT2-A (направлен примерно к 12 ладу на гитаре).

В обоих архивах - по wav'ке с необработанным сигналом и обработанный микс с несколькими гитарами, записанными таким способом + readme.

От NSb
http://ifolder.ru/23260259.
Гитара: недорогой Ibanez. Микрофоны: AKG 430 (лево/право) + центральный Studio project. Предусиление: пульт Mackie 32*8 Bus. Оцифровка: Motu MK2.

Список начального оборудования для записи акустической гитары
1. Микрофоны. На мой взгляд, самым лучшим выбором в условиях России являются конденсаторные микрофоны фирмы "Октава" - особенно учитывая соотношение цены и качества. Сайт: http://www.oktava-mics.net

Можно присмотреть себе такие модели:
МК-012
МК-101
МК-105
МК-219
МК-220

Еще отличные варианты:
- Rode NTK
- Rode NT-2A
- Audio-Technica AT2020/AT4040.
- Rode NT-1000
- Rode K2

Из миков с меньшей диафрагмой:
- Rode NT5/NT55. NT55 - прекрасный вариант для того, чтобы такой был дома. имеет переключаемую направленность, хороший звук,  неплохая универсальность.
- Audio-Tehnica AT2031. Более нейтральный звук, большая универсальность, но опять же отсутствие родовского американизма - на любителя. довольно "немецкий" ровный саунд.
- AKG C451-B. Еще один отличный мик, на вкус и цвет.

Мне, в целом, больше нравится работать с микрофонами с меньшей диафрагмой.

Что касается производителя Shure.
- SM57, популярный в народе, на мой взгляд, совершенно не подходит для записи акустики и не может подчеркнуть основных ее достоинств из-за конструкции - он динамический. Хотя мне понравилось, как он звучит в паре с конденсаторным, например с Октавой МК или Rode NTK: см57 снимает низы в районе задней части деки. В общем и целом, его лучше использовать только в паре с основным.
- SM57 Beta 57a. Такой мик у меня был, акустику пробовал записать. Результат не порадовал, т.к. многие нюансы терялись из-за динамической направленности. Хотя по сравнению с СМ57 он звучит более ярко и "в лицо", что для записи акустики, скорее, плюс, чем минус.
- SM58. Отличается от SM57 только присутствующим поп-фильтром. попробовать можно, но как основной - не стоит.

2. Звуковые интерфейсы. По поводу этого на форуме множество тем, подойдет любой адекватный. Почитать подробнее можно в этой прикрепленке: https://forum.guitarplayer.ru/index.php?topic=191871.0

Единственное, стоит обращать внимание на поддержку 48v питания - она должна быть обязательно для конденсаторного мика.

Опыт форумчан
Цитата: SkinnyVampire
по поводу акустики. мне очень помогло, когда поначалу ещё нихрена незнал и искал место где гитара в комнате будет звучать, вобщем можно попросить когонить играть мелодию, и самому на коленках подвигаться, заткнув одно ухо, а другим повернувшись в сторону гитары, какбудто это микрофоном, ищешь звук где он будет хорошо звучать. потом туда микрофон и ставишь =) более точно позиция ищется, если в закрытых наушниках слушать тот звук, который идет с микрофона, и выставлять этот микрофон. точно также, как делают при записи с гитарного кабинета...
« Последнее редактирование: Ноября 08, 2014, 20:18:50 от ShadeMaster »
Студия NEBULA - сведение, мастеринг, аудиореклама

Оффлайн meach

  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 1037
  • Репутация: +44/-0
Хорошая статья.В список подходящих "октав" я бы добавил мк-012.
а ЗАЧЕМ тебе одновременно 2 проги работы со звуком?????????? купи педальку!!!!!!!!!! купи педалборд и не играйся с компутером! программные гитарные эмуляторы просто баловство

Оффлайн ShadeMaster Автор темы

  • Moderator
  • *****
  • Сообщений: 2893
  • Репутация: +327/-35
  • Producing / Recording / Mixing
    • Студия NEBULA
Хорошая статья.В список подходящих "октав" я бы добавил мк-012.
точно, забыл про него. добавлю.
Студия NEBULA - сведение, мастеринг, аудиореклама

Оффлайн kfender

  • Ветеран форума
  • ******
  • Сообщений: 5914
  • Репутация: +521/-54
  • к.т.н.
MK-319 тоже можно добавить.
Un pour tous - тous pour un!

Оффлайн ShadeMaster Автор темы

  • Moderator
  • *****
  • Сообщений: 2893
  • Репутация: +327/-35
  • Producing / Recording / Mixing
    • Студия NEBULA
Цитировать
и другие из серии "МК"
;)
Студия NEBULA - сведение, мастеринг, аудиореклама

Оффлайн Fatallik

  • Меценат
  • *****
  • Сообщений: 1405
  • Репутация: +347/-53
Re: FAQ: Запись акустической гитары в домашних ус
« Ответ #5 : Апреля 18, 2011, 20:05:04 »
фак хороший, для себя узнал новое по поводу расположения микрофонов по отношению к гитаре
а новичкам почитать будет в любом случае полезно

Оффлайн SkinnyVampire

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 12798
  • Репутация: +1121/-1
  • индастриал-блондинко =)
    • Братство Вампиров
Re: FAQ: Запись акустической гитары в домашних ус
« Ответ #6 : Апреля 18, 2011, 21:26:31 »
мкэ-3 тоже можно добавить ;D

ещё что, по поводу акустики. мне очень помогло, когда поначалу ещё нихрена незнал и искал место где гитара в комнате будет звучать, вобщем можно попросить когонить играть мелодию, и самому на коленках подвигаться, заткнув одно ухо, а другим повернувшись в сторону гитары, какбудто это микрофоном, ищешь звук где он будет хорошо звучать. потом туда микрофон и ставишь =) более точно позиция ищется, если в закрытых наушниках слушать тот звук, который идет с микрофона, и выставлять этот микрофон. точно также, как делают при записи с гитарного кабинета...

Оффлайн ShadeMaster Автор темы

  • Moderator
  • *****
  • Сообщений: 2893
  • Репутация: +327/-35
  • Producing / Recording / Mixing
    • Студия NEBULA
SkinnyVampire, спасибо, буду добавлять в главный пост такие "опытные" вещи по ходу обсуждения)
Студия NEBULA - сведение, мастеринг, аудиореклама

Оффлайн ShadeMaster Автор темы

  • Moderator
  • *****
  • Сообщений: 2893
  • Репутация: +327/-35
  • Producing / Recording / Mixing
    • Студия NEBULA
темка обрастает! добавил примеры съема миками от Fatallik (большое ему спасибо!)

enjoy ;)
Студия NEBULA - сведение, мастеринг, аудиореклама

Оффлайн sweep

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 266
  • Репутация: +10/-0
А насколько хуже получается запись электроакустики, если в линию писать её? Я просто выбираю себе акустику, и планирую много записывать. И вот думаю стоит ли тратиться на электронику или же купить мик?
Takamine ESN-40C
Что тренируется - то развивается

Оффлайн NSb

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 37924
  • Репутация: +2820/-49
  • shit in - shit out
поддержу тему, так как она интересна  :crazy:

гитара: ибанез, не дорогой (модель попозже уточню... )
микрофоны: AKG 430  лево/право + центральный Studio project
предусиление: пульт Mackie 32*8 Bus
оцифровка: Motu MK2
.
http://ifolder.ru/23260259
NSb guitar, NSb pickup, NSb amp
на басу: Nordstrand MM4.4
E-MU1616M
Cubase Pro 8.0.40 Build 623 и прочий софт
Внешняя обработка звука
Контроль Dynaudio

shit in - shit out
ндааа......

Есть гетара и бас

Оффлайн ShadeMaster Автор темы

  • Moderator
  • *****
  • Сообщений: 2893
  • Репутация: +327/-35
  • Producing / Recording / Mixing
    • Студия NEBULA
А насколько хуже получается запись электроакустики, если в линию писать её? Я просто выбираю себе акустику, и планирую много записывать. И вот думаю стоит ли тратиться на электронику или же купить мик?
по-моему, результат в линию ужасен. электроакустика = акустика + звукосниматель, а не электрогитара + вырез в деке) бери микрофон и комбик, будет лучше, имхо.

NSb, знатное предусиление))) твое? :o спасибо за примеры, добавлю после уточнения гитары и позиций микрофонов (относительно какой части гитары каждый располагался).
Студия NEBULA - сведение, мастеринг, аудиореклама

Оффлайн NSb

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 37924
  • Репутация: +2820/-49
  • shit in - shit out
писал я, играл гитарист....
не моё, студийное  ;D

... и добавил:

на счёт позиций, да просто стерео + центральный микрофон, метра полтора может два от  гитары, я всё это на глаз делаю  :crazy:
« Последнее редактирование: Апреля 30, 2011, 04:42:39 от NSb »
NSb guitar, NSb pickup, NSb amp
на басу: Nordstrand MM4.4
E-MU1616M
Cubase Pro 8.0.40 Build 623 и прочий софт
Внешняя обработка звука
Контроль Dynaudio

shit in - shit out
ндааа......

Есть гетара и бас

Оффлайн sweep

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 266
  • Репутация: +10/-0
по-моему, результат в линию ужасен. электроакустика = акустика + звукосниматель, а не электрогитара + вырез в деке) бери микрофон и комбик, будет лучше, имхо.

А если снимать миком и параллельно в линию? это улучшит звук? или же звукосниматель на акустике это вапще лишнее?
Takamine ESN-40C
Что тренируется - то развивается

Оффлайн NSb

  • Живу на форуме
  • *******
  • Сообщений: 37924
  • Репутация: +2820/-49
  • shit in - shit out
sweep,
а ты попробуй, можно получить любопытные результаты, смешав акустический и электрический звуки
NSb guitar, NSb pickup, NSb amp
на басу: Nordstrand MM4.4
E-MU1616M
Cubase Pro 8.0.40 Build 623 и прочий софт
Внешняя обработка звука
Контроль Dynaudio

shit in - shit out
ндааа......

Есть гетара и бас