А вот то, что я считаю полезным для развития пальчиков:
1) У меня лично большинство бед в пассажах от того, что плохо
получается играть в таком роде:
imimim... или mamama... (вообще плохо получается такое движение)
0-0-0-
-0-0-0
Сие полезно развивать следующим образом:
а) Играть пассаж сначала начиная с одного пальца (напр, i), потом с
другого.
б) Играть подобные штучки:
(фрагмент из аллегро из 2 скрип. сонаты Баха - да знаю, что всех уже с
ней достал - но полезная, падла!
)
(-=16, *-32, T~90-120)
------------------**-------**-------**-**-**-**---------**-**-**-**-..
1||----5--------5-------0---0----0---0---------010-05--0-----------010-0----||
2||---5-5------5-5--0-13---1---13---1---0131013---3--6--310-0131013---3-----||
3||--5---75---5---75-2----2--12----2--12--------------7----2----------------||
4||-7-------97-----------2--------2-----------------------------------------||
5||-------------------------------------------------------------------------||
6||-------------------------------------------------------------------------||
(это не оптимальная аппликатура, но уж какая есть, и для этих целей
она лучше, вообще я предпочитаю это играть, играя все **- на одной
струне 1-2-4, или 1-3-4.)
и т.д., в общем, пассажики с сериями по 3 ноты, так чтобы получалось и
imi, и mim; можно и a подключить.
-А вообще еще полезно делать так: (в частности, для развития мизинца и
независимости пальцев): класть все пальцы на какую-нибудь(2,3) струну
и двумя из этих пальцев барабанить по первой, сохраняя на месте
остальные.
-А еще попытаться помахать в воздухе пальцами a-e так, чтобы каждый из
них был попеременно то выше сложенных вместе (так легче) или висящих в воздухе на
одном уровне i,m - то ниже, пытаясь не двигать i,m.
-А еще поиграть начало Z.Abreu - Samba Tico-Tico, у меня ОЧЕНЬ долго не
получались первые такты темы. (кому надо - ноты есть у меня и на
многих сайтах)
-А еще вообще полезно играть арпеджио пальцами i-m. Или делать так:
i m i m i m i m i m i m i m i m
||-0-0----------------------------...-||
||-----0-0------------------------...-||
||---------0-0--------------------...-||
||-------------0-0-------------0-0----||
||-----------------0-0-----0-0--------||
||---------------------0-0------------||
или хотя бы
i m i m i m i m i m i m i m i m
||-0-0-----0-0-----0-0-----0-0----...-||
||-----0-0-----0-0-----0-0-----0-0...-||
||--------------------------------...-||
||------------------------------------||
||------------------------------------||
||------------------------------------||
или еще лучше по одной ноте на струне.
, расставляя по-разному акценты. Что интересно, играть по 3 ноты на
струне НАСТОЛЬКО легче, что аж странно.. С чего бы это?
То упражнение вельми развивает точность.
-Играть трели на стаккато:
i m i m i m... или m i m i m i...
||1-2-1-2-1-2-1-2-1-3-1-3-1-3-1-3-3-4-3-4...|| и т.д.,
a m i a m i ...
||-1-2-3-1-2-3-2-3-4-2-3-4------------------||
a m i m a i m a m i
||-1-2-3-2-1---1-2-3-2-1--------------------||
a m i a m i ...
||-0-1-2-3-2-1-0-1-2-3-2-1-0...--||
p i m a p i m a...
||-0-1-2-3-4-3-2-1--------------------------||
-А правильно мне кажется, что верхний предел моей скорости (т.е, то,
до чего я ее смогу развить, просто делая что-то _правильнее_ (а не
быстрее), чем
сейчас) - это та скорость, с которой я могу сделать mim или imi?
-Насколько я понял, этюды Вила-Лобоса охватывают все области техники,
так что поиграть их стоит
-"Колибри" Сагрераса
-А еще Jaasco должен много знать на эту тему
-Для развития пальца a:
Что-нить в таком роде:
p a m a m a m a i(но лучше m)
||---0---0---0---0---0---0---0---0-------------||
||-----4---1---0-------------------------------||
||-----------------2-------------------------||
||-------------------------------------------||
||-0-----------------------3---2---0---------||
||---------------------0---------------------||
a p a p a p a p...
Еще:
||-------0-4-7p4-7p4-------0-5-8p5-8p5------||
||-----0--0-5---5---5----1--1-5---5---5-----||
||---1--1--------------2--2-----------------||
||--2-2---------------2-2-------------------||
||------------------------------------------||
||-0-----------------0----------------------||
Теперь про
разогрев:
1) Арпеджио в бещеном темпе ("Ручеек", "Летучий Голландец")
2)(все 16-е)
||---------0--0-3p0----------------0---1p0----------------------||
||-1---1--1--1-----3-1-0---1---3----------3-1-0-----------------||
||----0--0--0------------0---0---0---0----------2-0-----------O-||
||---2--2------------------------------0------------3-2-------O-||
||--3----------------------0---2---3----------------------------||
||--------0---3---8---7---8---4---5------------0---5---4---5---0||
||----1-----------------------------------1---------------------||
||----------0---5---4---5---1---2-----2----------2---1---2------||
||------2------------------------------------2---------------2--||
||--3-------------------------------0---3-----------------------||
||--------------------------------------------------------------||
||---1---------------------------------0---1p0-3-1-0-------...--||
||---------------1---6---5---6---2-3-2---3-----------3-2-3-...--||
||-----------2---------------------------------------------...--||
||-3-----3-------------------------0---------------0-------...--||
||---------0---3---8---7---8---4---------------------------...--||
||-----1---------------------------------------------------...--||
(Джулиани этюд #19)
3) (Джулиани этюд #4)
||------------0--------------010------------01310----------0-||
||---------013-310--------013---310------013-----310-----13--||
||-------02-------20----02---------20--02-----------2-023----||
||----023-----------3023-------------23--------------3-------||
||-3---------------------------------------------------------||
||-----------------------------------------------------------||
||-135310---------010----------------0-----------------------||
||-------310---013---310----------013-310--------------------||
||----------202---------20------02-------20-020--------------||
||------------------------32-023-----------3---320---0-------||
||--------------------------3---------------------323-320----||
||-------------------------------------------------------310-||
||---------------------------------0-----013101357845750131--||
||------------------------01----013---013------------------3-||
||-----------------0----02----02----02-----------------------|| итд
||--------02----023--023----23-------------------------------||
||-----023---023----3----------------------------------------||
||---13-----3------------------------------------------------||
4)(Джулиани этюд #9) - мой любимый...
||-0---420------2-2-2-0--420------2-2-2-0-45754------------||
||-0------420---0-0-0-0-----420---0-0-0-0------754---------||
||-1---------2--2-2-2-1--------2--2-2-2-1---------64-------|| и т.д.
||----------------1-----------------1---------------764----||
||--------------2---2-------------2---2----------------76--||
||-0------------------0-----------------0------------------||
5)Начинаю обычно с Баха (обычно с жиги из сюиты ми-минор, влом
набивать, найдите где-нить в инете ноты
), после того как его минут 20 поиграю, проблемы
с точностью и растяжкой несколько приуменьшаются.
6)Иванов-Крамской "Порыв" - извините, набивать не буду - одни аккорды, и так
7) спать хочется... Хватит с вас